Психолого-педагогическое сопровождение

Родителям!

Когда Вы принимаете решение о направлении ребенка на лечение в санаторий, подготовьтесь к этому морально сами и подготовьте ребенка. Некоторые родители впервые отпускают ребенка на такое длительное время, впервые пытаются дать ребенку самостоятельность, что создает напряжение и беспокойство прежде всего для них самих. Кроме того, надо психологически настроить и ребенка, объяснить ему заранее о необходимости и пользе пребывания в санатории.

Прибывая в санаторий, ребенок входит в новый детский коллектив, что развивает личность ребенка, его умения налаживать контакты, общаться, дает возможность завести новых друзей, проявить себя с новой стороны, но при неготовности, может пугать, волновать ребенка, усиливать тоску по дому. Поговорите с ребенком заранее, проговорите, что пугает ребенка, объясните, что вы не теряете связь с ребенком, а ежедневно, вечером, будете с ним общаться по телефону.

Дети скучают по дому, тоскуют по отсутствию привычного домашнего окружения, привычных вещей, привычного режима. Это нормально. Если ребенок в разговорах с родителями просится домой, маленькие даже плачут, когда слышат голос мамы или папы- это понятно. Успокойте ребенка, скажите ему, что он молодец, он - взрослый, сильный, вы его любите и тоже очень скучаете и ждете дома после санатория оздоровившимся.

Если ребенок жалуется на кого-то из детей, сотрудников, постарайтесь понять действительно существует конфликт, неразрешимые противоречия, напряженность или ребенок хочет вашего внимания, скучает по дому, и таким образом манипулирует вами, хочет услышать от вас, что вы тоже скучаете, любите его.

Программа "Помоги себе сам"

Рекомендации для родителей агрессивных детей

Рекомендации для родителей гиперактивных детей

Рекомендации по использованию музыки

Рекомендации родителям «Как уберечь ребенка от «групп смерти»

Ваши дети приехали в психоневрологический санаторий

Для детей без сопровождения родителей по приезду в санаторий педагоги-психологи на отделении проводят обследование эмоционально-аффективной сферы, обращая внимание на такие характеристики, как самооценка - уровень притязаний, способность воспринимать требования, энергетические возможности, утомляемость, работоспособность, эмоциональный фон, настроение, пассивность, склонность к зависимому положению от окружающих или активность, склонность к доминированию, сосредоточенность на собственных проблемах или заинтересованность окружением, что позволяет понять, насколько дети освоились и каков уровень их эмоционального благополучия.

У более старших детей с 10-11 лет исследуют уровень агрессии – физической, словесной, предметной, раздражение, негативизм, обидчивость, подозрительность.

На всех постах без сопровождения родителей педагогом-психологом проводятся групповые психопрофилактические занятия по сказкотерапии и нейропсихологические занятия.

По просьбе родителей психологи связываются с родителями по телефону для информирования о результатах обследования и рекомендациях, родители озвучивают свои проблемы и ожидания, спрашивают об адаптации ребенка в санатории. Некоторые родители предпочитают непосредственное общение со специалистом - таких мы ждем на консультацию, обычно - в день заезда или отъезда детей.

ЧТО ТАКОЕ СКАЗКОТЕРАПИЯ?

Рассказывание историй – древнейший способ человеческого общения, и пожалуй, один из наиболее подходящих детям. “Взрослым следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему-либо, или передать ему какую-то сложную мысль, нужно, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что-то сложное французу, то преуспеем в этом больше, если будет говорить на французском языке. Общаясь с детьми, лучше говорить на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются – на языке детской фантазии и воображения.” (А. Бретт, французский психотер-т) . Рассказы, в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с ребенком. Сказки передавались из поколения в поколение на протяжении веков.

Сказки любят все. В сказочной форме свою проблему легче увидеть, легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно. А потом этот выход, оказывается, можно использовать и для себя. К тому же всем известно, что сказки хорошо кончаются.

-сюжеты сказок содержать возможности для изменения героев сказки, ситуации выбора, требующие решения.

-сказки помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми приходится сталкиваться; в сказках жизненные сценарии положительных героев всегда с хорошим концом. (Они по женились, жили долго и счастливо и умерли в один день).

- в сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В “Золушке”, например, говорится о соперничестве между сестрами. “Мальчик –с-пальчик” рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир – очень сложная штука, что если человек не сдается, даже когда положение кажется безысходным, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит.

Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно.

Дети постоянно сталкиваются с проблемами, схожих с которыми нет во “взрослом” мире. Даже если они и встречаются – все равно наши способы решения бесполезны для них. Объяснения и увещевания отлетают как от стенки горох – не правда ли знакомая картина? В результате дети, мышление которых подчас предельно однозначно (да-нет, плохо-хорошо), приходят к выводу, что вы им не можете помочь.

На занятиях мы слушаем сказки, анализируем их, обсуждает поведение и мотивы действия персонажей, выявляя систему ценностей человека “хорошо-плохо”, дети стараются прочувствовать некоторые особо значимые ситуации и проиграть эмоции, сказки используются как подсказки варианта решения жизненной ситуации, выявления внутренних конфликтов и затруднений, расширения опыта в общении. Дети узнают в сказочных героях себя или друзей и вместе со сказочными героями переживают или переигрывают сказку. Работа проводится совместно с воспитателями. Как правило, дети рисуют сказку, а воспитатели – устраивают выставки сказочных работ с вознаграждением призами.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГОВ РОДИТЕЛЯМ

Рассказывание историй – для родителей вещь уникальная. Вы сами знаете, что вечернее чтение ребенку – одно из лучших средств примирения. Дело в том, что дети в какой-то мере инопланетяне на нашей “взрослой” планете, прилетевшие в гости и, по воле судьбы, решившие остаться здесь навсегда. Они видят мир совершенно по-другому, чем мы. Они наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять и стать похожими на них.

Иногда взрослый, желая что-то подсказать ребенку “по-жизни” или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять ребенку, что он не оставлен один на один со своими проблемами.

Выход здесь один – самому погрузиться в мир фантазий и волшебства, в котором ребенок чувствует себя “как рыба в воде”. В мир, где возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев, но из которого ребенок с легкостью берет информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить – фантазия абсолютно реальна для детей. И не потому, что дети не видят настоящей жизни. Просто фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира. Это их язык, который мы, взрослые, успешно забыли.

Огромную роль здесь могут сыграть самые обычные волшебные сказки, которые вы читаете или читали на ночь своему ребенку. Волшебная сказка - веками наработанная ценнейшая информация высочайшей плотности, детским языком поднимающая по-настоящему философские проблемы осмысления мира.

Именно здесь помогут сказочные истории, они помогут детям найти выход из сложных ситуаций, с честью выдержать любые удары судьбы и быть Вам благодарным за это – ведь именно Вы прочитаете их своим детям.

КОМУ НУЖНЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

Нейропсихологические занятия нужны детям, имеющим следующие проблемы: родовая травма, повышенный или пониженный тонус, частые заболевания, в том числе на первом году жизни, травмы головы, получение общего наркоза, дети, которые имеет в анамнезе - ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР,ЗПРР, гипертензионный синдром; мало ползал или не ползал совсем, ходил на цыпочках, поздно начал говорить; гиперактивен или излишне медлителен; импульсивен, раздражителен, часто конфликтует с детьми; быстро утомляется, с трудом засыпает; не сразу откликается и понимает обращенную речь; пишет неразборчиво, плохо усваивает учебный материал; при чтении “проглатывает” окончания, “угадывает”слова; плохо запоминает, сравнивает, обобщает; пишет, рисует левой рукой; имеет задержку формирования мелкой моторики рук; не может описать картинку, скопировать рисунок; пропускает, заменяет буквы, часто пишет их зеркально; двигает ногами, языком, когда пишет и рисует; с трудом высиживает 15 минут на одном месте; невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца; часто отвлекается, не может сосредоточиться, долго делает домашние задания; неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.

Нейропсихологический комплекс (основа его - кинезиологический) включает упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук и артикуляционного аппарата, упражнения на развитие слухомоторной координации (чувство ритма), на развитие зрительной памяти, зрительно-пространственной и зрительно-моторной координации, для развития межполушарного взаимодействия (движения проходят через среднюю линию тела), упражнения на развитие пространственных представлений, упражнения для умения удерживать двигательные и поведенческие программы, упражнения для развития произвольности, концентрации внимания, самоконтроля, включая формирование у детей способности к построению собственной программы действий, упражнения на развитие коммуникативной и когнитивной сферы, обучение простейшим навыкам самомассажа и другие.

Суть упражнений состоит в том, что они позволяют создавать новые нейронные связи и улучшают совместную работу двух полушарий головного мозга. Баланс-это работа двух полушарий, тесно связанная между собой системой нервных волокон, которое называется мозолистым телом. Именно оно является связующим звеном по обмену информацией между полушариями. Если нарушается проводимость энергии через мозолистое тело, то одно полушарие берет на себя почти всю нагрузку, а другое полушарие блокируется. В результате ребенок может либо не думая делать, либо размышляя не делать.

Развитие человеческого мозга через движение (кинезиология) - современный увлекательный и результативный метод воспитания мозга и личности ребенка. На занятиях дети усваивают основной комплекс - это повторяющиеся несложные упражнения. Гарантировано эти упражнения улучшат у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизят утомляемость, повысят способность к произвольному контролю своего поведения. Однако стабильный результат наступает через 4-6 месяцев регулярной ежедневной зарядки. Мы просим родителей после завершения лечения в санатории продолжения основного комплекса упражнений для закрепления результата, который составляет 8-10 минут в день.

Задайте нам вопрос!

Вы можете отправить сообщение администрации СПб ГБУЗ «ДПС «Комарово» через форму обратной связи, которая располагается ниже.