Психолого-педагогическое сопровождение

СПбГБУЗ «ДПС «Комарово»
Психолого-педагогическое сопровождение  в ДПСГБУЗ «Комарово» реализуется с письменного согласия родителей ( законных представителей)

Основание: Приказ Министерства образования и науки РФ "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в новой редакции" Минобрнауки России  09.07.2017. 26 июля 2017.

Пояснительная записка:
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 33, ст. 4377; 2014, № 38, ст. 5069; 2016, № 16, ст. 2230; 2017, № 2, ст. 368),
Рекомендации по  Психолого- педагогическому сопровождению в системе комплексной  реабилитационной программы : «  Методические рекомендации по составлению программ комплексной реабилитации детей» СПб. 2002. Комитет по труду и соц. защите населения администрации СПб. Д.м.н. Самойлович  Э.Ф. к.м.н. Шестаков В.П. стр. 114- 138.

«Сопровождение - это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка»

Психолого- педагогическое сопровождение рассматривается  как система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка. Понятие « психолого- педагогическое сопровождение»,  связано как с охраной здоровья, так и с  динамической оценкой адаптированности ребенка в  изменяющейся среде и, поддержанием оптимальной его адаптации в этой среде, что определяться, тремя основными взаимосвязанными компонентами:

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях санатория является обеспечение развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения : формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации,  развитие социальных навыков, способности к личностному самоопределению и саморазвитию.
Умение выстраивать отношения  ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой,  предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

Помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;  развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Психолого-педагогическое сопровождение в условиях детского санатория:
Универсальная модель психолого-педагогического  сопровождения.

Диагностико- проектировочный блок

1.Стартовая диагностика уровня развития, состояния при поступлении ребёнка
Сбор информации, анкетирование семьи, ребёнка .
2.  Конструирование образовательных, развивающих адаптированных программ
Экспериментальная диагностика.

Консультативный блок

1.Консультации  семьи, законных представителей  Рекомендации персоналу, семье. Формирование рабочих гипотез, на основе  информации
2Анализ полученной информации, выбор методов коррекции, развития.
1Консультации  семьи, законных представителей  Рекомендации персоналу, семье. 2.Формирование рабочих гипотез, на основе  информации
3. Анализ полученной информации, выбор методов коррекции, развития.

Коррекционно- развивающий блок

1.Индивидуальная коррекция :  Коррекционные занятия .
2.Групповая коррекция : Программы социально- педагогического направления Обще- развивающие программы дополнительного  образования. Тренинг, диспуты, развивающие игры.

Профилактический, просветительский блок

1.Консультация семьи, разработка семейного ресурса. Динамические наблюдения  изменений поведения.
2.Демонстрация фильмов, формирование здорового образа жизни. Нравственно- Патриотическое воспитание.
3.Мониторинг  результатов.

Адресная  помощь. Консультации.  Повышение профессиональных компетенций.

Ребенок в течение определённого периода , живет без привычной семейной обстановки. Дети и подростки, происходят процесс адаптации к новым учителям, педагогам- воспитателям, сверстникам,  новым одноклассникам. И  для большинства детей  и подростков меняется распорядок дня ввиду того, что  ребёнок посещает медицинские процедуры, занятия в школе, которые  часто проходят во вторую смену, и практически круглые сутки ребенок находится под присмотром взрослых и в окружении сверстников.  Эти изменения в жизни ребёнка, предъявляют высокие требования к его адаптационным возможностям.  Оказавшись в условиях санатория, дети и подростки испытывают различные стрессовые нагрузки, которые приводят к повышению уровня тревоги, обострению или притуплению реакций на раздражители среды, изменению уровня активности и видов деятельности, пересмотру и изменению самооценки, образа Я, что побуждает их применять адаптивные стратегии поведения, которые в привычной ситуации не актуализируются.

Реализация комплексного подхода в психолого-педагогическом  и медико-социальном  сопровождении соответствует разработанным и утверждённым планами психолого- педагогической службы санатория: эффективные программы консультаций( с персоналом, педагогами), семейных развивающих занятий  коррекции индивидуального и группового характера  соответствии со реабилитационными сроками.

Задачи ППС.

  • Адаптация ребенка к новым условиям.
  • Профилактика « проблемных» тенденций в личностном развитии.
  • Предупреждение социальной дезадаптации, и др.;
  • Коррекция отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
  • Проведение мероприятий, направленных на «группу риска».

Поэтапная реализация
Психолого- педагогического сопровождения:

1.Диагностическая работа.

1.1 Проведение группового мониторинга в системе психолого – педагогического сопровождения.
Цель: Выявление личностных характеристик влияющих на адаптацию ребёнка( подростка) в изменяющихся условиях. Динамика изменения данных характеристик в процессе пребывания ребёнка( подростка) в санатории.
Задачи:Выявление характера учебной мотивации, специфических трудностей, конкретных школьных предметов, по которым ребёнок( подросток) хотел бы получить дополнительную помощь. Определение ЗБР ( Зоны ближайшего развития Л.С. Выготский: « Зоны ближайшего развития» в формировании психической реальности ребёнка.»Умение оценить себя, свою способность решать проблемы, конфликты, самостоятельно.

Умение оценить личное поведение, общение в системах: « я- сверстники», « я- семъя», « я- учителя, школа». Возможность творческой, спортивной реализации как важной составляющей гармоничного развития личности.
Результаты т диагностики служат ориентиром в организации деятельности детей и подростков в начале и в конце смены; помогают выявить проблемы, касающиеся психологического и социального развития детей, дают возможность внести коррективы в деятельность воспитателя, психолога, педагога.

1.2.Анкетирование
Детский коллектив:  В первые 3-5 дней  специалисты проводят исследования при помощи: Опросников, анкет, проективных методик «Автопортрет» « Ладошка» «Кактус», « Несуществующее животное» «Волшебная страна чувств» и др.

Родители( законные представители) , с целью определения запроса семей ( законных представителей), выявления « группы риска», детей и подростков имеющих трудности с адаптацией, поведением, обучением, особенностями привычек, здоровья.

Цель: Раннее выявления «группы риска».

Задачи: Выявление  познавательной и социальной активности, ценностных ориентаций.  Анализ семейных отношений, особенностей ребёнка, « вредных привычек», состояний осложняющих развитие, социализацию ребёнка, особых реакциях ребенка на внешние изменяющиеся условия, события. Конкретизация обращений к персоналу, сотрудникам. Обеспечение  индивидуального подхода к детям « вышедшим из зоны семейного комфорта»

Результат. Расширенная информация о личности в системе социально- бытовых отношений.

1.3. Выписка: за 10 дней до окончания смены проводятся итоговые исследования: проективные методы , Анкеты., стандартизированные методики объективного контроля( Дембо- Рубинштейн, Айзенк, Филлипс, Басс- Дарки и др.)

2.  Консультативная работа. 
По выявленным проблемным характеристикам  дезадаптационного    характера, психолог консультирует персонал поста, группы, школьных педагогов, совещается с персоналом , выдаёт  конкретные рекомендации с учётом субъективной самооценки детей и подростков, оценки родителей и наблюдений персонала. Сводная  адаптационная карта находится в индивидуальной истории болезни.

3. Коррекционно- развивающая работа.
 Использование коррекционных методов, методик в соответствии с выявленной « зоной коррекции», запроса от родителей и законных представителей.
С целью коррекции уровня тревожности детей вошедших в « группу риска»,  организуются групповые формы работы направленные на установление дружеских, доверительных отношений, коррекции агрессивности, развитию коммуникативных и  творческих способностей, инициативности.
Педагог- психолог составляет психологический профиль , по результатам диагностики и даёт адресные  рекомендации ( педагогам, воспитателям, семье).

Особое внимание уделяется отделениям « Мать и дитя», где дети находятся в сопровождении родителей или законных представителей( проводятся консультации, диагностика семейных типов воспитания, типа семейных  тревожностей, совместные занятия с ребёнком и родителями с целью разумного разделения  «зоны ответственности» в обстоятельствах нарушенного онтогенеза.

4. Профилактически- просветительская работа. . Одна из главных задач - пробудить у воспитателей и медицинского персонала интерес к использованию психологических знаний. Этот вид деятельности включает: знакомство воспитателей  с возрастными особенностями ребенка и обучение эффективному использованию различных технологий работы с детьми. В процессе подготовки изучаются возрастные особенности, в соответствии с которыми предстоит предлагать формы деятельности на посту. Такие знания необходимы, т.к. позволяют сделать пребывание детей и  подростков достаточно комфортным.

Перед началом смены проводятся семинары . На протяжении всего периода  для педагогов проводятся индивидуальные консультации по результатам диагностик детей, с целью организации более эффективного лечения и образования , досуга детей и устранению имеющихся проблем.

Цели: Формирование морально- нравственных категорий личности, участвующей в коррекции, способствующей предотвращению возможных будущих отклонений в развитии при  неблагоприятном влиянии социума.

Задачи: Умение отстаивать личные интересы, границы, умение принимать ответственные решения. Использовать техники самоконтроля и саморегуляции в соответствии с усвоенными в группе  навыками. Формируются личностные ориентиры в соответствии с ФГОС, человека: любящего свой край и свое Отечество, знающего родной язык, уважающего культуру и духовные традиции своего и других народов, духовно-нравственные ценности семьи, многонациональности российского народа, принятые в обществе правила и нормы поведения; активного,  заинтересованно познающего  окружающий мир,  и самого себя, осознающего ценность труда, науки и творчества;  умеющего  учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного  применять полученные знания на практике, способного  к самоорганизации, к планированию и оценке своих действий, пониманию их последствий; социально активного , уважающего закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями,  уважающего  убеждения других людей, отзывчивого, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
Профессиональные действия планового психолого- педагогического сопровождения позволяют управлять групповыми течениями,  выводя действия и взаимоотношения в группе на конструктивный уровень сотрудничества.

Задайте нам вопрос!

Вы можете отправить сообщение администрации СПб ГБУЗ «ДПС «Комарово» через форму обратной связи, которая располагается ниже.